Клиника
Семейной
Медицины

 

 

Школа будущих матерей

 

Положение об организации и деятельности Школы беременных поведенческим факторам риска в организациях первичной медико-санитарной помощи

1. Общие положения
1.1.Школа беременных - это организационно оформленная совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по предупреждению развития поведенческих факторов риска развития заболеваний, то есть форма первичной профилактики, направленная на устранение условий возникновения и развития заболеваний, укрепление и сохранение здоровья, и является видом медицинской профилактической услуги группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 класс ХХI, Z30 - Z31, Z71-Z73), оказываемым пациентам в первичном звене здравоохранения;
1.2. Первичная профилактика - формирование здорового образа жизни, которое проводится в кабинете здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), отделений профилактики и социально психологической помощи;
1.3. медицинская профилактическая услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.

2. Организационная структура
2.1. Школа беременных организуется в соответствии с пунктом 6 статьи 87, пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2.2. Школа беременных формируются в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП);
2.3. ответственным лицом за организацию Школа беременных является первый руководитель ПМСП, непосредственным исполнителем - руководитель отделения профилактики и социально-психологической помощи;
2.4. Школа беременных организуется приказом руководителя ПМСП в соответствии с настоящим Положением;
2.5. обучение участников (пациентов) в Школе беременных проводится врачами участковой службы (средними медицинскими работниками) с участием врачей узкого профиля (кардиологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, пульмонологи и другие), а также специалистами психологами и инструкторами лечебной физической культуры (далее - ЛФК), прошедшими подготовку по вопросам профилактической медицинской помощи населению с поведенческими факторами риска развития заболеваний, на курсах Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (далее - НЦПФЗОЖ);
2.6. медицинские работники, привлеченные к проведению занятий в Школе здоровья, работу проводят в счет времени (2 рабочих часа в месяц), предусмотренных для проведения профилактической работы (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 778 «О мерах по дальнейшему совершенствованию службы формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения Республики Казахстан»;
2.7. часы работы медицинского персонала (врачи, средние медицинские работники) в Школе здоровья учитываются в качестве зачетных единиц в системе непрерывного профессионального развития;
2.8. теоретическую (информационно-образовательную) часть занятий проводят врачи, практические занятия проводят медицинские сестры;
2.9. в начале цикла занятий проводится тестирование с целью выяснения информированности пациентов о факторах риска заболеваний, значения здорового образа жизни, а по окончании - степень усвоения материала. После завершения цикла занятий пациентам выдаются памятки с практическими советами.

3. Основные понятия
3.1. обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

4. Функции
4.1. создание постоянно действующей информационно- образовательной системы обучения, направленной на процесс изменения поведения женщин в отношении своего здоровья;
4.2. повышение информированности пациентов о поведенческих факторах риска (далее - ФР) развития заболеваний, повышение ответственности пациента за сохранение здоровья ребенка и своего здоровья;
4.3. формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
4.4. формирование рационального и активного отношения женщин к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников;
4.5. формирование у беременных умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья;
4.6. формирование у женщин практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

5. Основные документы
5.1. Годовые планы
5.2. Протоколы проведенных школ беременных, семинаров, консультаций
5.3. Журнал проведенных мероприятий
5.4. Отчетные данные о проведенных школах беременных

6. Основные документы
6.1. обучение пациентов проводится по типовым программам, составленным специалистами НЦПФЗОЖ с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), международного, отечественного опыта (Программа ВОЗ СИНДИ Казахстан, 1999 года) и результатов научных исследований (I-IV Национальные исследования), проведенных в 1999-2007 гг.;
6.2. программа обучения в Школе беременных состоит из 13 уроков (модулей). Продолжительность одного занятия 1 час (60 минут). Проведение занятий по вторникам и четвергам . Численность пациентов в группе не более 8-10 человек, подобранных, по возможности, из числа однородного контингента;
6.3. в каждом занятии используются типовые информационные материалы и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у участников (пациентов). Методические рекомендации по проведению занятий разрабатываются НЦПФЗОЖ во взаимодействии с заинтересованными организациями;
6.4. медицинские работники, проводящие занятия должны быть обеспечены информационно-методическими материалами в достаточном количестве;
6.5. Занятия проводятся в отдельном светлом помещении, а там, где есть возможность, использовать также залы для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой. Помещение должно быть оборудовано демонстрационным материалом, как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для мобильной деятельности Клуба пожилых.

7. Темы занятий школы беременных

  • интегрированное ведение беременности, физиология, наблюдение;
  • опасные, тревожные симптомы при беременности;
  • гистозы при беременности;
  • питание, режим дня, гигиена;
  • экстрагенитальная патология при беременности;
  • инфекции передающиеся половым путем, их влияние на беременность;
  • невынашивание беременности
  • роды, интегрированное родовспоможение
  • грудное вскармливание, здоровое питание для матери и ребенка;
  • гигиена беременных после родов;
  • контрацепция;
  • перинатальный скрининг;
  • противопоказания к беременности

8. Целевая группа пациентов школы беременных

8.1. отбор контингента для обучения в Школе беременных, проводится участковыми врачами и врачами общей практики по результатам скрининговых осмотров из числа лиц, отнесенных к:
8.2. диспансерной группе IБ (далее - Д-IБ) - лица с выявленными факторами риска, «пограничными» состояниями, нуждающиеся в наблюдении и профилактическом вмешательстве (лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах артериального давления и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма);
8.3. диспансерной группе II (далее - Д-II) практически здоровые - лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание без обострений в течение последних нескольких лет;
8.4. диспансерной группе III (далее - Д-III) больные - лица, нуждающиеся в лечении;
на обучение в Школе беременных пациенты направляются участковыми врачами, врачами общей практики, а также узкопрофильными специалистами

9. Заключительные положения:
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Ссылка: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 марта 2012 года № 146 «Об утверждении Положения об организации и деятельности Школ здоровья по поведенческим факторам риска в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

 

  • Мобильное приложение Digital agent
  • Акорда

    AKORDA.KZ

  • EGOV
  • Министерство здравоохранения

    Министерство здравоохранения РК

  • Министерство образования
  • Акимат Актюбинской области

    Акимат Актюбинской области

  • ЗКГМУ

    ЗКГМУ имени Марата Оспанова

  • Журнал
  • Газета Медик
  • ОСМС