Клиника
Семейной
Медицины

 

 

Кардиошкола

Положение об организации и деятельности Кардиошколы по поведенческим факторам риска в организациях первичной медико-санитарной помощи

Основные понятия:
1) Первичная профилактика - формирование здорового образа жизни, которое проводится в кабинете здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), отделений профилактики и социально психологической помощи;
2) Кардиошкола - это организационно оформленная совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по предупреждению развития поведенческих факторов риска развития заболеваний, то есть форма первичной профилактики, направленная на устранение условий возникновения и развития заболеваний, укрепление и сохранение здоровья, и является видом медицинской профилактической услуги группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 класс ХХI, Z30 - Z31, Z71-Z73), оказываемым пациентам в первичном звене здравоохранения;
3) медицинская профилактическая услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
Цель организации Кардиошкол - обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

Задачи Кардиошкол:

1) создание постоянно действующей информационно-образовательной системы обучения, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении своего здоровья;
2) повышение информированности пациентов о поведенческих факторах риска (далее - ФР) развития заболеваний, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
3) формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
4) формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников;
5) формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья;
6) формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Организация Кардиошколы:
Условия организации работы Школ здоровья:

1) Кардиошкола организуется в соответствии с пунктом 6 статьи 87, пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2) Кардиошкола формируются в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП);
3) ответственным лицом за организацию Кардиошколы является первый руководитель ПМСП, непосредственным исполнителем - руководитель отделения профилактики и социально-психологической помощи;
4) Кардиошкола организуется приказом руководителя ПМСП в соответствии с настоящим Положением;
5) обучение участников (пациентов) в Кардиошколе проводится врачами участковой службы (средними медицинскими работниками) с участием врачей узкого профиля (кардиологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, пульмонологи и другие), а также специалистами психологами и инструкторами лечебной физической культуры (далее - ЛФК), прошедшими подготовку по вопросам профилактической медицинской помощи населению с поведенческими факторами риска развития заболеваний, на курсах Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (далее - НЦПФЗОЖ);
6) медицинские работники, привлеченные к проведению занятий в Кардиошколе, работу проводят в счет времени (1 рабочий час в месяц), предусмотренных для проведения профилактической работы (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 778 «О мерах по дальнейшему совершенствованию службы формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения Республики Казахстан»;
7) часы работы медицинского персонала (врачи, средние медицинские работники) в Кардиошколах учитываются в качестве зачетных единиц в системе непрерывного профессионального развития;
8) теоретическую (информационно-образовательную) часть занятий проводят врачи, практические занятия проводят медицинские сестры;
9) в начале цикла занятий проводится тестирование с целью выяснения информированности пациентов о факторах риска заболеваний, значения здорового образа жизни, а по окончании - степень усвоения материала. После завершения цикла занятий пациентам выдаются памятки с практическими советами.

Целевая группа пациентов Кардиошкол:

1) отбор контингента для обучения в Кардиошколе, проводится участковыми врачами и врачами общей практики по результатам скрининговых осмотров из числа лиц, отнесенных к:
диспансерной группе IБ (далее - Д-IБ) - лица с выявленными факторами риска, «пограничными» состояниями, нуждающиеся в наблюдении и профилактическом вмешательстве (лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах артериального давления и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма);
диспансерной группе II (далее - Д-II) практически здоровые - лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание без обострений в течение последних нескольких лет;
диспансерной группе III (далее - Д-III) больные - лица, нуждающиеся в лечении;
2) на обучение в Кардиошколе пациенты направляются участковыми врачами, врачами общей практики, а также узкопрофильными специалистами.
Обучение участников и пациентов Кадиошколе:
1) обучение пациентов проводится по типовым программам, составленным специалистами НЦПФЗОЖ с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), международного, отечественного опыта (Программа ВОЗ СИНДИ Казахстан, 1999 года) и результатов научных исследований (I-IV Национальные исследования), проведенных в 1999-2007 гг.;
2) программа обучения в Школе здоровья состоит из 7 уроков (модулей). Продолжительность одного занятия 2 контактных часа (100 минут). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек, подобранных, по возможности, из числа однородного контингента;
3) темы занятий Кардиошкол:

  • фактор риска развития ИБС, АГ, профилактика;
  • клинические заболевания ИБС первая помощь;
  • клинические проявления АГ, лечение;
  • гипертонический криз, первая помощь;

Показания к хирургическому методу лечения ИБС;
4) в каждом занятии используются типовые информационные материалы и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у участников (пациентов). Методические рекомендации по проведению занятий разрабатываются НЦПФЗОЖ во взаимодействии с заинтересованными организациями;
5) медицинские работники, проводящие занятия должны быть обеспечены информационно-методическими материалами в достаточном количестве;
Занятия проводятся в отдельном светлом помещении, а там, где есть возможность, использовать также залы для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой. Помещение должно быть оборудовано демонстрационным материалом, как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для мобильной деятельности Кардиошкол.

Ссылка: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 марта 2012 года № 146 «Об утверждении Положения об организации и деятельности Школ здоровья по поведенческим факторам риска в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

  • Мобильное приложение Digital agent
  • Акорда

    AKORDA.KZ

  • EGOV
  • Министерство здравоохранения

    Министерство здравоохранения РК

  • Министерство образования
  • Акимат Актюбинской области

    Акимат Актюбинской области

  • ЗКГМУ

    ЗКГМУ имени Марата Оспанова

  • Журнал
  • Газета Медик
  • ОСМС